Сторителлинг в контент-маркетинге: искусство захватывающих историй
Представьте, что вы читаете блог или статью и буквально не можете оторваться. Вас затягивает история, вы влюбляетесь в героев, сопереживаете их драме. Вы хотите скорее узнать, что произойдет дальше, как разрешится конфликт. Это и есть сила сторителлинга – захватить внимание, вызвать эмоции и оставить неизгладимое впечатление.
Сторителлинг (от англ. storytelling – “рассказывание историй”) – один из самых мощных инструментов контент-маркетинга. Он позволяет не просто сухо изложить факты, а вовлечь читателя в повествование, заставить прочувствовать вашу идею, взглянуть на проблему с разных сторон.
В этой статье мы разберемся, как использовать сторителлинг в своем контент-маркетинге. Как создавать цепляющие истории, которые полюбит аудитория. Как с помощью сюжета и героев рассказывать о ценностях бренда и продвигать свои продукты. Поехали!
Почему истории работают лучше фактов
Многие до сих пор считают, что контент должен быть максимально информативным и рациональным. Мол, людям нужно больше конкретики и сухих данных, чтобы принять решение о покупке. Но на самом деле это не так.
Исследования показывают, что 95% наших решений принимаются на основе эмоций и подсознательных установок. 5% – под влиянием рациональных доводов. Логика в чистом виде неспособна надолго приковать внимание и запомниться. Зато истории бьют прямо в сердце.
Сторителлинг работает на самых глубинных уровнях нашего мозга. Хорошие истории:
- Вызывают эмпатию, заставляют сопереживать герою
- Активируют зеркальные нейроны и погружают в сюжет
- Повышают уровень окситоцина – гормона доверия
- Мотивируют к действиям через механизм социального обучения
- Надолго остаются в памяти
При этом истории не обязательно должны быть длинными. Даже в формате короткого поста или видео можно рассказать захватывающую историю, если знать базовые принципы сторителлинга.
Элементы хорошей истории
У каждой цепляющей истории есть несколько обязательных компонентов – своего рода формула, по которой строится любой сюжет. Вот эти элементы:
- Герой. Человек или персонаж, который проходит через испытания и меняется. Это может быть собирательный образ вашего клиента, сотрудник компании или даже неодушевленный предмет. Важно, чтобы читатель мог отождествить себя с героем.
- Цель. То, к чему стремится герой. Его желание, мечта, будь то покорение вершины, духовное преображение или успешная карьера. Цель должна быть достаточно масштабной и благородной.
- Препятствия. То, что мешает герою достичь цели – внешний антагонист, внутренние демоны, неблагоприятные обстоятельства. Преодолевая препятствия, герой растет над собой.
- Поворотный момент. Кульминация истории, переломная точка, меняющая ход сюжета. Это может быть внезапное озарение героя, судьбоносная встреча или пиковый накал конфликта.
- Развязка. Финал истории, где герой либо достигает своей цели, либо терпит поражение, но выносит ценный урок. Развязка должна быть логичной, вытекать из всех предыдущих событий.
- Общечеловеческая мудрость. Ключевая мысль, посыл истории. То, ради чего вообще ее стоило рассказывать. Мораль, над которой читатель будет размышлять еще долго.
В зависимости от целей маркетинга и специфики аудитории акценты в истории могут смещаться. Скажем, для продвижения личного бренда уместнее сделать героем самого автора и рассказывать о его пути. А для вовлечения и обучения аудитории больше подойдет собирательный герой или истории клиентов.
Неизменным остается одно: история должна вызывать эмоциональный отклик, сопереживание. Тогда и только тогда она сработает. Как этого добиться – поговорим в следующем разделе.
Приемы вовлекающего сторителлинга
Как превратить набор фактов в захватывающую историю? Как сделать так, чтобы читатель влюбился в ваших героев и прочувствовал все перипетии сюжета? Вот несколько проверенных приемов.
Драматизация конфликта
Суть любой истории – это путь героя через испытания к своей цели. Чем серьезнее препятствия – тем драматичнее и увлекательнее сюжет. Поэтому не бойтесь нагнетать, сгущать краски, выводить конфликт на новый уровень.
Например, типичная история сотрудника, который не справляется с работой и думает об увольнении. Это еще не дно. Можно усилить накал, добавив угрозу семейному бюджету, страх оказаться на улице, неверие в себя и свои силы. И только в этой точке отчаяния герою приходит помощь и надежда. Так история зацепит куда больше.
Проработка характеров
Чтобы читатель искренне переживал за героя, тот должен быть живым, объемным, интересным. Со своими достоинствами и недостатками, привычками и причудами. Не картонной куклой, а смесью противоречий – как все мы.
Уделите время деталям и описанию персонажей. Что любит ваш герой? О чем мечтает? Как выглядит? Говорит? Какие у него отношения с близкими? Чем он зацепил лично вас? Ответьте на эти вопросы в тексте – и герой станет настоящим.
Яркие образы и метафоры
Сравнения, метафоры, гиперболы, образный язык – все это помогает рисовать картинки в воображении читателя. Он будто воочию видит сцены, которые вы описываете, переносится в тот мир и момент.
“В офисе пахло кофе и отчаянием”, “Прибыль утекала сквозь пальцы, как вода”, “Идея озарила его, будто вспышка молнии в ночном небе”. Такие фразы куда ярче, чем простая констатация фактов. Дайте волю своему внутреннему поэту.
Юмор и самоирония
Даже в бизнес-контенте уместен дозированный юмор. Особенно ценится интеллектуальная ирония и самоирония автора. Пара удачных острот способны разрядить напряженную ситуацию в истории и еще больше расположить к себе читателя.
Можно иронизировать над абсурдностью ситуации, подкалывать незадачливого героя или подшучивать над штампами индустрии. Только проверяйте шутки на людях – чтобы точно не обидеть и не оттолкнуть аудиторию.
Правдоподобность
Что отличает вымысел от реальности? Детали и несовершенства. В жизни не бывает все гладко и причесано. Если ваша история слишком уж волшебна и безупречна, ей не поверят.
Не бойтесь показывать неоднозначность, ошибки, шероховатости. Да, герой в конце победил и нашел инвестиции на проект. Но по пути наделал кучу ошибок, потерял веру в себя и чуть не сдался. Эти падения и неудачи сделают его человечнее, ближе.
В погоне за вдохновляющими кейсами многие компании приукрашивают действительность. Мол, не было ни минуты сомнений, каждый шаг вел к успеху, клиенты нас обожают. Это отторгает. А вот честная история о взлетах и провалах цепляет.
Где использовать сторителлинг в маркетинге
Итак, мы разобрались, что такое сторителлинг и как создавать вовлекающие истории. Осталось перейти к практике – как и где конкретно встроить эти истории в свой контент-маркетинг. Вот лишь несколько применений:
- Легенда компании. История о том, как появилась ваша компания или продукт, через какие испытания прошла, благодаря чему выросла. Здесь можно сделать героями основателей.
- Истории сотрудников. Как они пришли в компанию, сколько всего добились, что ценного вынесли. Отлично мотивирует соискателей и показывает “человеческое лицо” бренда.
- Кейсы клиентов. Как люди нашли ваш продукт, как он помог им решить проблемы и достичь целей. Акцент на эмоциях: от отчаяния и безнадёги к облегчению и гордости.
- Обучающий контент. Объяснение сложных концепций через метафоры и примеры из жизни. Вместо занудной теории – увлекательный сюжет с развитием идеи.
- Провокации и комьюнити-менеджмент. Вбросы историй на острые темы, чтобы раскачать дискуссию. Цель – не оскорбить, а дать пищу для размышлений.
Сторителлинг – универсальный инструмент. Его можно встроить практически в любой формат: статью, пост, видео, подкаст, презентацию и даже годовой отчет (представьте, как скучные цифры превращаются в драматический триллер).
Экспериментируйте и пробуйте разные приемы. Ищите истории вокруг себя – в жизни компании, ваших клиентов, коллег. Копите их, записывайте и вставляйте в подходящие материалы.
Вдохновляющие примеры сторителлинга
Чтобы искать вдохновение для своих историй, полезно анализировать чужие удачные опыты. Вот всего пара примеров отличного сторителлинга от известных брендов:
- “Share a Coke” от Coca-Cola. Легендарная кампания, когда на бутылки печатали популярные имена. И предлагали найти “свою” колу и поделиться ей с другом. Такая простая история объединения сработала на ура.
- Видеоролики Apple. Например, шедевральный The Underdogs. Вместо характеристик продуктов Apple показывает историю о том, как они меняют жизнь и работу людей. Скептически настроенная команда проходит через препятствия и в итоге творит невероятное.
- Блог Groove. Этот сервис достиг успеха во многом благодаря искреннему блогу основателя. Он в деталях рассказывал о своих взлетах и неудачах, ошибках и прозрениях. Настоящая драма стартапа, без прикрас.
На YouTube и в блогах вы найдете массу других примеров впечатляющего сторителлинга. Смотрите не только на свою нишу, но и вообще на лучшие образцы рекламы, журналистики, литературы. Везде, где есть сюжет и накал, можно подсмотреть ценные техники.
Подытожим: сторителлинг – это не дань моде, а серьезный инструмент контент-маркетинга. Истории говорят с людьми на языке эмоций, а значит – имеют колоссальную силу влияния на их решения и действия.
Каждый маркетолог должен овладеть искусством рассказывания историй. Ведь любой бренд – это тоже история:
- О том, как возникла идея продукта
- Как он создавался через боль и пробы
- Как помогает клиентам расти и менять жизнь
- Какие ценности несет в мир
Ваша задача – найти эту захватывающую, человечную историю. И поведать ее так, чтобы люди прониклись ей и влюбились в ваш бренд.
Вы можете начать с малого – вставить небольшую историю в пост, в статью, в презентацию. А потом все больше прокачивать свое мастерство, изучая теорию и лучшие примеры, пробуя разные приемы. Учитесь думать, как сценарист, видеть сюжеты вокруг, уметь их драматизировать и облекать в слова.
Сила историй неисчерпаема. С их помощью человечество постигает мир со времен первобытных племен у костра. Бизнес и маркетинг – просто новое поле для применения этой силы.
Так что дерзайте, экспериментируйте, рассказывайте истории своим клиентам. Будьте искренними и щедрыми – и вас непременно услышат. Ведь все мы в глубине души остаемся детьми, которые хотят, чтобы их удивляли, увлекали, вдохновляли.
Пусть ваши истории подарят людям эти эмоции. А вашему бизнесу – рост и процветание. В конце концов истории рождают историю. Кто знает, может ваш контент-маркетинг тоже когда-нибудь станет легендой.
Спасибо за внимание и до новых историй! Делитесь в комментариях, какие приемы сторителлинга используете вы и как это работает. Давайте обсудим и поделимся опытом – уверена, вместе мы откроем в этой теме еще много интересного.